Африканский паук жаждет человеческой крови
В Восточной Африке найден паук, жаждущий человеческой крови. Исследователи утверждают, что паук, охотящийся на кровососущих самок комаров, это единственное насекомое, которое выбирает жертву, исходя из того, чем кормятся его потенциальная добыча. Паук является первым известным хищником, который умышленно кормится кровью позвоночных, поедая комаров.
Исследователи говорят, что, возможно, и иные пауки не прочь отведать кровь людей и млекопитающих.
Кровожадный паук (Evarcha culicivora) обнаружен лишь в окрестностях озера Виктория в Кении и Уганде. Он является разновидностью паучка-скакуна и, как правило, охотится на насекомых на стволах деревьев и строениях. Он преследует свою жертву, а не раскидывает ловчую сеть.
Исследователи утверждают, что паук-скакун использует острое зрение и обоняние в поиске комара Anopheles gambiae, кровососа, который является главным переносчиком малярии в Африке.
Выводы ученых опубликованы на этой неделе в онлайновой версии журнала Proceedings of the National Academy of Sciences. Работу частично финансировало Национальное географическое общество.
Запах крови
Лабораторные эксперименты показали, что паук отдает предпочтение перед любой другой жертвой именно питающимся кровью самкам комара, включая самцов, которые не кормятся кровью.
При поиске жертвы по запаху, приблизительно 90% паукообразных выбирали напившихся крови самок.
Хотя нет сведений о иных хищниках, выбирающих преимущественно недавно поевшую жертву, иные пауки, возможно, ищут свои добычи аналогичным образом, говорит участница исследования Химена Нельсон из Университета Кентербери, Новая Зеландия.
Пауки могут проводить химический анализ, и если в меню жертвы входила кровь, они, несомненно, определят это по запаху, хотя данные пауки наделены довольно острым зрением, чтоб обнаруживать жертву визуально, сказала Нельсон.
«Пауки-скакуны – это хищники, которые активно ищут жертву и партнеров, как правило они не сплетают паутинку, – сказала Нельсон. – Зрение соответствует их стилю жизни».
Во рту у паукообразных нет органов, прокалывающих кожу, необходимых для того, чтоб кормиться именно человеческой кровью, но скакунам, питающимся москитами, удалось обойти это препятствие, отмечает Нельсон.
«Кормиться кровью опасно, – сказала она. – Животные, коих кусают, отвечают ударом, часто убивая насекомых».
Поедая комаров, паук дает себе гарантию, что его не прихлопнет донор, не давший на эту процедуру согласия.
Исследователи предполагают, что кровь имеет для паучка и биологическое значение.
Они утверждают, что пауки затрачивают множество энергии на превращение твердой пищи в жидкую, обрабатывая жертву пищеварительными ферментами.
«Возможно, кровь является готовой к употреблению жидкой пищей, богатой питательными веществами», – заявила Нельсон.
Гурманы
Еще одно новое исследование дает основание предполагать, что пауки являются разборчивыми едоками, ищущими сбалансированную диету для поддержания здоровья.
Авторы опубликованной в январе работы обнаружили, что пауки производят отбор получаемых от жертвы питательных веществ, исходя из собственной потребности в белках или жирах.
Даже обитающий в пустыне паук Stegodyphus lineatus, плетущий паутинку и ожидающий, пока какая-либо жертва в нее попадется, способен сбалансировать свою диету, — утверждает Давид Майнц, проф. биологии из Университета Аархуса в Дании.
По его мнению, паук, возможно, делает это, меняя сочетание пищеварительных ферментов, которые он впрыскивает в жертву, что дает возможность ему извлекать дополнительные белки, если предыдущая жертва была бедна белками.
Майнц называет открытие питающегося кровью паучка «захватывающей историей».
Хотя он говорит, что напившихся крови комаров проще поймать в силу их большего веса, их питательная ценность, возможно, делает их привлекательнее для паукообразных.
Майнц добавляет, что у восточноафриканского паучка, вероятно, развилось умение переваривать существенное количество крови позвоночных.
«Пауку нужен специальный фермент, чтоб иметь дело со сложным белком, – отметил он. – Возможно, этот белок уже в какой-то мере расщеплен и его без труда достать».